21 сентября 2018 года по приглашению инициативной группы настоятель храма Рождества Христова в с.Дзержинское иерей Виктор (Карпачев) посетил с пастырским визитом село Курай.
Настоятель храма Рождества Христова в с.Дзержинское иерей Виктор (Карпачев) принял участие в мероприятиях по открытию Аллеи Воинской Славы в центре села.
После каникул возобновляет работу воскресная учебно-воспитательная группа .
02 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА БУДЕТ ОТСЛУЖЕН МОЛЕБЕН НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.
|
|
|
Перечитала много книжек, удивительно красочно повествующих о праздничной церковной жизни старой России. Ну что мне из них взять?
То, что на Рождество нужно вытащить из чулана (то бишь из стенного шкафа) ковер белый, с голубыми розами, а на Пасху пунцовый? Еще и занавески сменить к Рождеству, повесив беленькие, с голубыми узорами... И не перепутать бы сервизы — на Рождество с голубенькими цветочками, а на Пасху с красивыми яркими розами, самый роскошный! И вот еще что: сочиво (кутью) в рождественский сочельник вынести в сени и поставить на солому...
Гм-м... У нас, слава Богу, поскромнее.
Ковров запасных не имеем. Шторы одни и те же и в будни и в праздники. Сервизов — полтора. Правда тот, который целехонек, с голубыми цветочками, я вообще никогда не достаю из серванта, дабы не располовинить.
Кутью готовлю с изюмом и каждое Рождество, вздохнув над новой нераспечатанной (ну как на зло!) баночкой меда, вздохнув, кладу ее на место с неизменной думой: "Вот заболеет, не дай Бог, кто-нибудь, тогда и открою". Старший недавно блеснул остроумием: "Мама, а разве бывает мед нелечебный?" "Бывает", — сухо ответила я. "А какой это?" — удивился он. Разговор на этом постаралась замять и сама припомнила недавно прочитанные мной воспоминания Е. Рачинской: у них под лестницей в доме всегда стояла бочка меда...
Итак, то, что рассказывается в старых книжках о церковных праздниках в России, нам явно не подходит. Именно поэтому в обустройстве наших домашних небудничных дней я решила рассчитывать только на свой здравый смысл и выдумку.
В самом деле, что создает праздник в доме?
Отбросив в сторону ковры, сервизы и солому в сенях, остаемся при трех составляющих праздник компонентах: небудничная одежда, вкусная еда и праздничное препровождение времени. Вот это и есть праздник в кругу семьи.
А раз так, то кто, кроме хозяйки, жены и матери, может его устроить? Кто переоденет в чистое, нарядное и даже новое детей? Кто настойчиво попросит своих домашних переменить будничную домашнюю одежду на более приличную? Кто догадается с утра на весь день постелить нарядную скатерть на обычный пластиковый кухонный стол, который как будто в этом и не нуждается?
Наконец, от чьей праздничности придет в семью не занятое разными домашними заботами, по-настоящему праздничное времяпрепровождение?
Конечно же, только от одного существа в доме — от хозяйки, жены и матери, и более ни от кого!
Сознание, что от меня целиком и полностью зависит завтрашний праздник, как правило, удесятеряет мои силы, когда, казалось бы, нужно совершить невозможное, перевернув груду домашних дел.
Торопиться в этот день мне есть куда: нужно хотя бы ненадолго сбегать с детками в церковь, успев к помазанию на всенощной, а потом быстренько вернуться домой, чтобы накормить всех ужином и чтобы никто, придя со службы, не мучился голодом в ожидании хозяйки. Бегу, бегу, бегу!
Очень обрадовалась, откопав в далевском словаре чудненькую пословицу из старой русской жизни: "Или к обедне идти, или обрядню вести". Значит, и в те времена у женщин существовала та же проблема, что и у меня: посещения церкви в праздник (всенощная, обедня) требуют "тесноты" хозяйственной жизни, ее сдвигов и изменений, внутреннего напряжения.
В предпраздничные дни нужно очень разумно распланировать свои домашние дела, чтобы закончить их накануне хотя бы часов в пять.
Это трудно, и я с годами все с большим уважением и даже с завистью всматриваюсь в сильных женщин "некрасовского" типа. Впрочем, к своей физической слабости все-таки удалось приспособиться, поставив перед собой цель: семья не должна страдать от моей немощи. Впрочем, есть планка, выше которой стараюсь не подпрыгивать. Что сверх того — то от лукавого.
Свои силы приходится тщательно экономить, "размазывая" домашние дела, которые можно сделать за один день, на полтора или даже два. Стараюсь, чтобы два или три трудоемких дела не оказались втиснутыми в один день.
Если спросить, ради кого я это делаю, отвечу не задумываясь: ради детей.
Посмотрите на многих женщин, у которых ухоженный дом и обеды — просто чудо гастрономического искусства.
Они убиваются на службе, в магазинах, на кухне, в ванной над корытом. Все у них хорошо, вот только с собственными детьми не о чем разговаривать.
А почему? Да потому, что нет ничего проще (да, да!) тяжелой домашней работы: ушла на кухню или в ванную и паши там на здоровье, считая, что ты на совесть исполняешь свой семейный долг.
Самая трудная домашняя работа — это общение с детьми.
Это стало понятно давно и, заметив за собой, что, устав, прихожу к детям раздраженной и злой, стала себя лелеять и холить.
Все хорошо в меру, и раз уж мне не дано быть суперхозяйкой, лучше подсокращу кое-какие домашние дела, но зато приду к детям в комнату веселой и довольной жизнью…(…)
Каждый пост (в особенности Великий) знаменует генеральную уборку дома, которую я старательно растягиваю на всю его длину (вот это, кстати, я с удовольствием взяла себе на заметку из книжек о старой России).
В Великий Четверток обязательно веду детей к причастию, службу в Великую Пятницу пропускаю и лишь во второй половине дня привожу детей поклониться плащанице.
Великую Субботу провожу на кухне у плиты, и лишь часам к трем мы с детьми выбираемся в церковь святить куличи и яйца. Детям это нравится ужасно! Они с удовольствием разглядывают то, что принесли другие, еще раз любуются плащаницей, наблюдают, как служительницы украшают перед праздником храм. Причем я в очередной раз, в одиночку (дети почему-то не разделяют этих моих чувств) восхищаюсь вышивкой на тех полотенцах, которыми в этот день украшены иконы.
А дальше?
Утро начинается с поцелуев и радостных приветствий: "Христос воскресе!" На столе лежат пасхальные подарочки, на стульях — праздничная одежда, а на кухне... То, что вчера мама ни за что не дала попробовать!
На красивой скатерти расставлены тарелки с пасхальной едой. Это, конечно, не то изобилие, которое описывал Шмелев в "Лете Господнем". Но что уж нам за тем баснословным богатством тянуться!
Для детей праздничной является та еда, которую они не едят в будни: крашеные яйца, куличи, и скажем, немного ветчины — этого вполне достаточно для праздничного завтрака.
Для старшего сына это и разговины, поскольку Страстная неделя — единственная постная в его жизни: на это я выпросила у себя дома разрешение. Больше он никогда не постится — запрещено отцом. Перед тем, как приняться за еду, поем с детьми пасхальный тропарь — столько раз, сколько захочется.
В праздник я ничего, кроме разогревания еды и мытья посуды, не делаю и вся в распоряжении своих домашних. Что хотите, то и делайте со мной.
В шахматы? Хорошо, будем играть в шахматы.
Включить проигрыватель? Давай!
Сделать аппликацию? Пожалуйста.
А гулять — куда хотите? В парк? На залив? В лес?
Это большой праздник. Но есть в году праздники и поменьше — те, радость которых не вполне понятна людям нецерковным.
Например, Никола — зимний и летний, Петр и Павел, храмовые престольные праздники...
Как их праздновать, если они зачастую посередь недели и представляют собой дни будничные, рабочие? И праздновать их как-то не хочется людям нецерковным...
Однако и это нежелание можно обернуть его противоположностью. Каким образом?
Да самым простым и естественным для женщины: взять да и напечь пирогов!
Кто решится в ответ на это хмуро проворчать: "Что еще за праздник выдумала! Знать его не желаю!"
Наоборот — услышав еще с порога пирожные запахи, усталый человек радостно удивится: "У, да у нас пирогами пахнет! А какой сегодня праздник?". И вот тут я торжественно объявляю что-нибудь вроде следующего: "Сретение Господне!". "Ну хорошо, — слышу я в ответ, — значит будем праздновать Сретение".
И вот мы всей семьей вступили в церковный годовой круг, и мы все уже не чужие Церкви Христовой.
Во имя этого и пол перед праздником мыла, и еду повкуснее готовила.
Воцерковление семьи — вот то, чего больше всего жаждет сердце моё.
|