21 сентября 2018 года по приглашению инициативной группы настоятель храма Рождества Христова в с.Дзержинское иерей Виктор (Карпачев) посетил с пастырским визитом село Курай.
Настоятель храма Рождества Христова в с.Дзержинское иерей Виктор (Карпачев) принял участие в мероприятиях по открытию Аллеи Воинской Славы в центре села.
После каникул возобновляет работу воскресная учебно-воспитательная группа .
02 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА БУДЕТ ОТСЛУЖЕН МОЛЕБЕН НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.
Афонский старец Паисий
- Отче, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.
- Гнев, чистый гнев – это сила души.
Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого.
Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол.
Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам. А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано.
Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства.
– Значит, отче, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.
- Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти.
Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.
– Отче, мои гнев и упрямство – это детские страсти?
- Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!»
Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости.
Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку – хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается!
Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.
– Получается, что гнев – это вымещение злобы?
- Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?
Почему мы гневаемся
– Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.
- Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева.
Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д.
Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» – хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй».
Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует.
Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.
– Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.
- Если у тебя нет мира с самой собой – значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь.
Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи.
То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.
– Отче, почему я гневаюсь по малейшему поводу?
- Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие.
В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева.
Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали.
Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.
– Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.
- Похоже, что в тебе есть скрытая гордость.
Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.
– Отче, почему сегодня люди так легко раздражаются?
- Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость!
Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит…
Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным.
– Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?
- Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого.
Но такое раздражение как внешняя пыль,, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.
«Гневайтеся, и не согрешайте»‘(Пс.4,5)
– Отче, негодование происходит от эгоизма?
- Не всегда Есть и праведный, священный гнев.
Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24).
Прежде чем подняться на гору Хорив, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения.
К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога.
Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт?
Сделай нам богов, чтобы они вели нас».
Аарон сначала не соглашался, но потом уступил.
Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться.
«Он поведёт нас», – говорили люди.
Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне».
Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики.
Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что случилось? Пришли иноплеменники!»
«Это не боевые крики, это веселье», – ответил ему Моисей.
Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную!
Видишь, телец-то был золотой!…
Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.
Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет.
«Гневайтеся и не согрешайте» – не так ли говорит ли пророк Давид?
«Уготовихся и не смутихся» (Пс.118,60)
– Отче, как же мне преодолеть гнев?
- Задача в том, чтобы не доходить до гнева.
Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.
– А как не доходить до гнева?
- Необходимо бодрствование.
Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни.
А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги.
Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся».
Знаешь, как один монах поступал?
Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений».
Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже.
Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него.
Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением.
То же делай и ты.
– Отче, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.
- Что значит срываюсь?
А сорванное потом куда девается? Сгорает?
Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься.
Нужно ещё чуть-чуть смирения.
Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения.
Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот.
Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!
– Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?
- Относись к сестре по-доброму.
Постарайся оправдывать её с любовью.
Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение.
И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.
Смирением и молчанием мы побеждаем гнев
– Отче, как человек может победить гнев?
- Смирением и молчанием мы побеждаем гнев.
Почему мы называем змею мудрой?
Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу.
Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай.
Молчанием ты обезоруживаешь человека.
Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка.
Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл.
Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота.
Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.
– Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.
- Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак.
Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести.
Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень – только искры летят!
Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры.
Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.
– А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?
- Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.
– Но почему, отче, хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?
- Как же у него будет мир?
Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован.
Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий.
А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно.
Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божии нарекутся» (Мф.5,9)
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.