21 сентября 2018 года по приглашению инициативной группы настоятель храма Рождества Христова в с.Дзержинское иерей Виктор (Карпачев) посетил с пастырским визитом село Курай.
Настоятель храма Рождества Христова в с.Дзержинское иерей Виктор (Карпачев) принял участие в мероприятиях по открытию Аллеи Воинской Славы в центре села.
После каникул возобновляет работу воскресная учебно-воспитательная группа .
02 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА БУДЕТ ОТСЛУЖЕН МОЛЕБЕН НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.
Молиться Богу можно в любом месте; но есть особенные места, где молитвы совершать удобнее и где Господь присутствует особым благодатным образом - храмы Божии, именуемые также церквами.
Храм - это освященное здание, в котором собираются верующие для славословия Бога и молитвы Ему.
Большие храмы (как правило, центральные храмы крупных городов или монашеских обителей) именуются соборными храмами или просто соборами.
По своему наружному устройству храмы отличаются от обыкновенных зданий.
Главный вход в храм всегда располагается с западной стороны, а его самая важная часть - алтарь - обращается на восток.
Такое устроение храмов объясняется тем, что именно с востока вера христианская распространилась по всей вселенной: именно на востоке, в земле Палестины, проходило спасительное служение миру Господа Иисуса Христа.
Не случайно в богослужебных последованиях Христос именуется "Солнцем правды", - а солнце, как известно, восходит (то есть приходит в мир) на востоке.
Храмы завершаются одной или несколькими главами (куполами), увенчанными крестами - для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте.
Нужно заметить, что православная традиция знает несколько видов крестов:
Четырехконечный - традиционный крест с одной вертикальной и одной горизонтальной перекладиной; нижняя часть вертикальной перекладины (от пересечения с горизонтальной) длиннее верхней.
Шестиконечный - то же, что и четырехконечный, но в нижней части вертикальной перекладины расположена еще одна небольшая перекладина (символизирующая подставку для ног на Кресте Господнем), притом наклоненная - левый край приподнят, правый опущен.
Восьмиконечный - то же, что и шестиконечный, но в верхней части вертикальной перекладины помещается еще одна небольшая горизонтальная перекладина (обозначающая табличку с надписями "Иисус Назорей, Царь Иудейский" на Кресте Господнем).
Нетрудно заметить, что названия видов крестов просто обозначают число концов всех его составляющих.
Иногда в нижней части креста на куполе помещается полумесяц (рогами вверх). По наиболее распространенному толкованию, таким образом крест уподобляется якорю, с древних времен служившему символом спасения.
Храмы могут иметь одну главу, три главы (очень редко, такие церковные здания уникальны), пять глав (наиболее распространенный случай), семь или тринадцать глав - соответственно, в честь Единого Бога, Святой Троицы, Спасителя и четырех евангелистов (5), семи церковных Таинств и семи Вселенских Соборов (7), Спасителя и 12 апостолов (13).
В своем плане храм может быть продолговатым (напоминая корабль - символ Церкви Божией), крест или круг. В храмовое здание может включаться (или находиться рядом) колокольня или звонница с колоколами, которые используются для торжественного звона перед богослужением и в отдельные моменты его продолжения.
Место перед входом в храм называется папертью.
Внутри храм, как правило, разделяется на три части.
Первая часть от входа - притвор.
В древние времена истории Церкви здесь стояли оглашенные - то есть готовящиеся принять Крещение, а также кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучены от участия в молитвах и Таинствах вместе с другими христианами.
Вторая часть храма (можно назвать ее средней частью) занимает его середину и предназначена для молящихся за богослужением.
Восточная часть храма, отделенная от средней части иконостасом и предназначенная для нахождения священнослужителей - алтарь.
Алтарь символизирует собой духовное Небо, место особенного пребывания Божия. Он же напоминает нам о рае, в котором до грехопадения находились наши прародители.
В алтарь могут входить только лица, имеющие священный сан, и помогающие при службе церковнослужители - алтарники.
Женщинам вход в алтарь однозначно запрещен в напоминание о том, что именно за первый грех первой женщины, нашей прародительницы Евы, все люди потеряли райское блаженство (на практике делается исключение - для помогающих при совершении службы монахинь или пожилых благочестивых прихожанок, имеющих на это благословение епархиального архиерея).
В центре алтаря находится Престол - главная святыня храма, место особенного благодатного присутствия Господа Вседержителя, как бы Его трон (отсюда и название).
На Престоле совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Видимым знаком присутствия Божия на Престоле, имеющем вид большого стола, укрытого до пола особым облачением из ткани, служат находящиеся на нем Евангелие и крест.
Кроме того, на Престоле располагается антиминс (по-русски - вместопрестолие, взамен престола) - освященный плат с изображением погребения Господа.
Антиминс всегда освящается архиереем и полагается на Престоле в знак архиерейского благословения совершать Таинство Причащения.
При освящении антиминса архиереем в него влагаются частицы мощей святых в память того, что в начале христианской эпохи первые храмы строились над мощами святых мучеников.
Антиминс постоянно находится в сложенном состоянии (внутри особого плата, именуемого илитоном) и раскладывается лишь при совершении Божественной литургии.
Кроме того, на Престоле располагаются лампада (масляный светильник) и дарохранительница, обычно имеющая вид небольшого храма или гробницы. Назначение последней - быть местом хранения запасных Даров, предназначенных для причащения больных.
С восточной стороны престола устанавливается семисвечник - высокая подставка с семью лампадами, по ветхозаветному образу.
С левой стороны от Престола устанавливается жертвенник - стол меньшего размера, также укрытый облачением. Его предназначение - быть местом приготовления хлеба и вина для пресуществления в Тело и Кровь Христову.
Место между Престолом и восточной стеной алтаря именуется Горним местом (то есть местом возвышенным); оно символизирует нахождение Господа Иисуса Христа одесную (по правую руку) Бога Отца.
В его центре никто не может сидеть или стоять, кроме архиерея, символизирующего в богослужении Самого Христа.
Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом, состоящим из одного или нескольких рядов икон.
В нем делается трое дверей, соединяющих алтарь со средней частью храма. Центральные, состоящие из двух створок, именуются Царскими вратами - потому что через них при вынесении Святых Даров при совершении Божественной литургии проходит Сам Царь Славы - Христос.
В них разрешается проходить только лицам в священном сане и лишь в определенные моменты богослужения.
Внутри алтаря пространство между западной частью Престола и Царскими вратами также доступно лишь для священнослужителей - мирянин здесь проходить не может.
На Царских вратах с наружной стороны обычно находятся иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов - святых апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Боковые двери иконостаса (одностворчатые) с левой и правой сторон, смотря из средней части храма, именуются соответственно северными и южными дверями (на них обычно располагаются иконы Архангелов или архидиаконов).
Эти двери служат для прохода священно- и церковнослужителей.
В самом нижнем ряду иконостаса (если их несколько) помещаются иконы Спасителя и Божией Матери, храмовая икона (то есть икона с изображением праздника или святого, в честь которого храм именуется: к примеру, Покровский собор - то есть в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Свято-Никольский храм - в честь святителя и чудотворца Николая).
Если иконостас имеет несколько ярусов, то обычно во втором (снизу) ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, ангелов и святых (а также так называемый деисус, правильнее деисис - Христос с предстоящими Божией Матерью и святым Иоанном Крестителем), в четвертом - иконы ветхозаветных пророков, в пятом - иконы ветхозаветных праотцов, прародителей человеческого рода.
Над Царскими вратами обычно помещается икона Тайной вечери (то есть установления Господом Иисусом Христом Таинства Причащения в Великий Четверг), а верх иконостаса всегда венчает крест.
Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами.
Возвышенное на одну или несколько ступеней пространство перед иконостасом и между клиросами - солея, а ее центральная часть перед Царскими вратами, предназначенная для молитвенных возглашений священнослужителей и произнесения ими проповедей - амвон.
Около клиросов, как правило, устанавливаются хоругви - особый вид знамен с иконами, носимых на длинных шестах при крестных ходах; они сделались принадлежностью христианских храмов с IV века и символизируют собой победу христианства над язычеством.
Средняя часть храма, в которой во время богослужений находятся молящиеся, также украшается иконами, обычно устанавливаемыми на стенах или в особых подставках - киотах.
Кстати, следует заметить, что наши благочестивые предки никогда не употребляли в своей речи выражение "повесить икону"; даже если икона укрепляется на стене, она все равно не "вешается", а "ставится".
Перед иконами устанавливаются масляные светильники - лампады, а также подсвечники, на которые верующие могут ставить свои свечи.
В центре храма, на аналое - высоком наклонном столике - обычно располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события.
Особое место в храме отводится для поминовения усопших. Оно именуется канун и представляет собой небольшой четырехугольный столик с изображением Распятия и ячейками для поставления свеч о упокоении.
Около кануна обычно располагаются большое изображение Голгофы (Господь, распятый на Кресте, и предстоящие Ему Матерь Божия и апостол Иоанн Богослов) и столик для продуктов, приносимых верующими в храм для заупокойных пожертвований.
Обычно канун располагается в левой стороне (смотря от входа) средней части храма.
Ближе ко входу в храм находится свечной ящик; это несколько устаревшее название обозначает место, где прихожане могут купить свечку, подать записки о здравии и о упокоении, заказать особое поминовение или требу, приобрести иконы, нательные крестики, другую церковную утварь, духовную литературу.